Государственное учреждение образования

"Слонимский районный лицей"


Мы приглашаем всех познакомиться с нашим лицеем и надеемся, что представленные материалы заинтересуют вас.

Музейная педагогика
  • Музейная педагогика — Ведущей деятельностью музейного педагога выступает приобщение человека к музейным ценностям, интегрирующее такие разнообразные действия как ознакомление, рассказ, показ, и т. д. Приобщение – качественная характеристика диалогического метода,… …   Википедия
  • Музейная педагогика – педагогика использования музея как фактора обучения и воспитания учащихся: в качестве источника информации, средства обучения и воспитания, формы организации педагогического процесса. Типы и функции музеев в современном обществе расширяются.…

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 70-х гг. XX века и было заимствовано из немецкой терминологии, где активно использовалось уже с начала XX века. Согласно определению, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. То есть  музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой и материальными возможностями учреждения образования.

Итак, за короткое время существования сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в  нашу педагогическую практику, о чем свидетельствуют многочисленные музейно-образовательные программы для воспитанников учреждений образования. 
Почему? Почему же музейная педагогика прочно входит в музеи, в школу, дошкольные образовательные учреждения?

Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения  как младших, так и старших школьников  к  мировому и отечественному культурному наследию. А это, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств, развитию духовности, художественного вкуса, становлению гармонично и всесторонне развитой личности.   Все это возможно с помощью  бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также всех тех предметов, которые окружают ребенка в его повседневной жизни.

В то же время, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. «Добрый», «хороший», «милый» - вот и все эпитеты, которыми дети могут охарактеризовать какого-нибудь героя. А во время знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить.

Но надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих об отличиях символистов от передвижников, о периодах творчества Врубеля и т.д. Это не главное.  Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Как показывает анкетирование родителей, для них важней видеть в своем ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира,  умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей.

Однако, включение такой программы  в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Мировой опыт свидетельствует о возможности приобщения ребенка к миру прекрасного начиная с четырех лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденным.

Однако необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности учреждения образования. Если ребенок устал, огорчен, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от занятий на кружке, хотя, в принципе, такие занятия и обладают релаксирующей функцией, на них можно расслабиться, помечтать, просто разглядывая красивые картинки.

Педагог должен понимать, что   дети  не готовы к восприятию сложного символического языка произведений искусства, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача педагога  - научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его. Поэтому  перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация  небольшой выставки, подборка интересной литературы. В общем, чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение в мир искусства.

Для закрепления полученной информации небольшая домашняя творческая работа, в т.ч. вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и  фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое, что будет способствовать и сплочению родителей со своим ребенком.

Итак, музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира. 
Средства музейной педагогики предполагают  взаимное партнёрство педагога и ребенка,  сотрудничество с родителями. 
Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, мышление и т.д.).

Посещение музеев и музейных комнат является важным фактором в воспитании гражданственности и патриотизма лицеистов.

Музейная педагогика в лицее реализуется через организацию работы музея «Літаратурная Слонімшчына», организацию экскурсий в музеи района, области, республики. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Говоря словами Ушинского – это целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», при правильной организации оно воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. Поэтому школьные музеи играют особую роль: интегрируют в себе все эти предметы, расширяя кругозор учащихся, а музейная педагогика помогает в силу своего междисциплинарного характера.

Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь детей более насыщенной и интересной, повышает уровень культуры, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

В 2016/2017 учебном году с классными руководителями проведена методическая работа по темам «Воспитательная роль музеев учреждений образования в контексте региональной истории и культуры» и «Музейная педагогика в системе современных музейных коммуникаций».

Лицеисты посетили музей образования ГУО «СШ №3 г.Слонима», музей истории ГУО «СШ №9 г.Слонима», районный краеведческий музей им. И.Стабровского, Народный историко-краеведческий музей  ГУО «Деревновский ЯСБШ», Музей Белорусской государственности г.Минск и др.

Анализ организации экскурсионной деятельности классных коллективов лицея за два последних года:

2015/2016 уч. год

2016/2017 уч. года

97 экскурсий /

598 учащихся

49 экскурсий/

436 учащихся

В настоящее время разрабатываются материалы экспозиции “Проба пера” музея “Літаратурная Слонімшчына”, материалы 2-ого литературного альманаха, идет подготовка экскурсоводов из числа десятиклассников.

 

 
Доска почёта
Из каких источников Вы получаете информацию о будущей профессии?
 

Счётчик посещений


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня602
mod_vvisit_counterВчера773
mod_vvisit_counterНа этой неделе602
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе5794
mod_vvisit_counterВ этом месяце19579
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце86602
mod_vvisit_counterВсего1830319

Online (20 minutes ago): 9
Your IP: 54.162.164.247
,
Now is: 2017-07-24 20:45

Banners
Слонимский районный лицей